- Камеральная проверка
- Выездная проверка
- Проверка порядка применения ККТ
- Проверка кассовой дисциплины
- Встречная проверка
- Проверка подтверждения адреса местонахождения юридического лица
Виды налоговых проверок, проводимых ИФНС, установлены п.1. ст.87 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ): камеральные и выездные налоговые проверки.
Камеральная налоговая проверка (в соответствии с п.1 ст.88 НК РФ) — это проверка налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком. Такая проверка, как правило, проводится в территориальном подразделении ИФНС, где состоит на учете налогоплательщик.
Выездная налоговая (согласно п.1 ст.89 НК РФ) осуществляется на территории налогоплательщика — юридического лица — на основании решения налогового органа. В случае же, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставления помещения для проверки, то она проводится по местонахождению соответствующего подразделения ИФНС.
Отличия вышеперечисленных видов налоговых проверок состоят в следующем. Процесс выездной проверки налогоплательщика представляет собой детальное исследование его бухгалтерской и налоговой документации, а также проведение особых мероприятий контроля, к примеру, осмотра и выемки документов. Именно в результате выездных налоговых проверок могут быть обнаружены нарушения, связанные со злоупотреблениями налогоплательщика в части применения «черных» схем минимизации налоговых платежей. В отличие от выездной, камеральную налоговую проверку, исходя из законодательного определения (п.1 ст.88 Налогового кодекса РФ), можно считать формой текущего документального контроля в части соблюдения действующего налогового законодательства. Источниками такого контроля юридического лица являются налоговые декларации, документы о видах деятельности налогоплательщика. В противовес выездной, камеральная проверка позволяет своевременно выявить ошибки в налоговой отчетности юридического лица и оперативно реагировать проверяющему налоговому органу на выявленные нарушения, что позволяет, в свою очередь, минимизировать налогоплательщику неточности применения действующего налогового законодательства.
Представляется целесообразным рассмотреть основные изменения законодательного регулирования налоговых проверок, начиная с 2014 года.
Для камеральных налоговых проверок проверяющие подразделения ИФНС теперь чаще запрашивают у налогоплательщиков пояснения и подтверждающую первичную документацию. Это происходит в следующих ситуациях:
— во-первых, при наличии убытков в представленной налоговой декларации (в соответствии с п.3 ст.88 НК РФ);
— во-вторых, при подаче уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. Следует отметить, что при подаче такого документа за период более двух лет к ряду, проверяющее подразделение ИФНС вправе потребовать пояснения, первичных и иных документов, служащих основанием уменьшения суммы налога или увеличения суммы убытка, а также налоговых регистров (п.3 ст.88 Налогового кодекса РФ). А с 2015 г. при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, или при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, или о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговая инспекция также имеет право потребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
Пояснения следует представить в течение пяти рабочих дней (п.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ), документы — в течение 10 рабочих дней (п.3 ст. 93 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, начиная с 2015 года при проведении камеральных налоговых проверок проверяющие наделены правом проведения осмотров документов и предметов согласно новой редакции ст. 92 НК РФ.
В отношении выездных налоговых проверок принципиальных изменений не произошло. Однако, теперь налогоплательщик может самостоятельно определить вероятность проведения в отношении него выездной налоговой проверки. Для этого ему следует исчислить показатели налоговой нагрузки и рентабельности, а затем сопоставить их со среднеотраслевыми значениями, установленными ФНС. Риск выездной налоговой проверки увеличивается в случае динамичного снижения показателей и роста отклонений от среднеотраслевых величин.
Изложенные изменения значительно увеличивают полномочия ФНС относительно налоговых проверок.