Юридическая доверенность

Доверенность в бизнесе: как правильно выдавать и что предусмотреть

Юридическая доверенность в бизнесе подтверждает полномочия представителя субъекта предпринимательства, то есть компании или ИП. Это важный инструмент, который позволяет делегировать полномочия и облегчить выполнение задач. При правильном оформлении доверенность может существенно упростить оперативное управление бизнесом.

В каких случаях в бизнесе нужна доверенность

Рассматриваемый документ необходим в случаях, когда сотрудник должен выполнить какие-либо действия от имени организации или ИП. В частности, доверенность может быть выдана:

  • бухгалтеру, который отправляет отчетность в ФНС и СФР
  • юристу компании, который представляет ее интересы в суде
  • сотруднику, который подписывает договоры, акты выполненных работ, работает с такими платформами, как ЕГАИС, Честный знак, Федресурс
  • представителю для участия в электронных торгах
  • работнику, забирающему груз для компании и в др. случаях.

Далее приведем несколько примеров, когда доверенность, оформленная на надежного человека, поможет сэкономить время, необходимое для решения более важных задач.

Пример 1.

ИП занимается сельскохозяйственной деятельностью. У него есть большой участок земли в селе, но регистрация и офис у него в близлежащем городе. Чтобы сдать отчеты, встретиться с представителями контрагентов или забрать корреспонденцию, ИП нужно ехать в город. На дорогу он тратит время, которое мог потратить непосредственно на полевые работы, особенно когда его присутствие обязательно. Выходом из положения стала доверенность, оформленная на сестру, являющуюся бухгалтером, с которой она получает письма, сдает отчетность, подписывает договоры.

Пример 2.

Компания занимается производством товаров и реализует их в своем регионе, самостоятельно доставляя покупателям. Недавно у нее появился покупатель из другого региона, поэтому руководство решило воспользоваться для доставки товаров услугами транспортной компании, что нужно делать дважды в месяц. Заметив, что за грузом приезжают одни и те же водители, руководство решает оформлять на них не разовые доверенности от юридического лица, а документ сроком на год.

Пример 3.

ООО, занимающееся строительным бизнесом, выиграло тендер на ремонт школы в другом регионе. Однако директор, который вместе с бригадой должен был выехать на заказ, внезапно оказался в больнице. По этой причине он оформил генеральную доверенность на работающего в его компании сына, по которой тот подписал договор и акт приема-передачи.

Как составить

Доверенность должна иметь письменную, а при необходимости письменную нотариально удостоверенную форму. Последняя используется в определенных случаях, например, при передаче права требования взыскания задолженности, передаче доли компании в залог, при совершении нотариальных сделок или при передоверии полномочий по основному документу.

Кроме документов на бумажном носителе, в бизнесе применяется машиночитаемая доверенность – электронная форма, подписанная ЭЦП руководителя или ИП. Она обычно оформляется на бухгалтера, и используется для сдачи отчетов, ведения документооборота с контрагентами.

Доверенность может быть составлена нотариусом, а при наличии шаблона самим доверителем. Главное, чтобы ее текст содержал:

  • наименование документа
  • данные сторон (ФИО, реквизиты паспорта для физлиц, а для организаций — полное наименование, ИНН, ОГРН, КПП)
  • перечень полномочий, которыми доверитель наделяет доверенное лицо
  • дату выдачи и период, на который выдан документ
  • подпись доверителя (руководителя организации или ИП)
  • печать (при наличии).

Доверенность в бизнесе может быть выдана для совершения конкретного действия однократно, для совершения однородных действий многократно либо являться генеральной, то есть наделяющей доверенное лицо неограниченным кругом полномочий.

Важно! При отсутствии в документе указания на продолжительность периода его действия, срок считается равным 1 году.

Рекомендуется вести учет доверенностей, занося в журнал следующую информацию:

  • дата выдачи
  • срок действия
  • ФИО доверителя и доверенного лица
  • описание полномочий
  • сведения об отзыве, если такой имел место.

Это поможет избежать путаницы и даст возможность быстро проверить статус доверенностей.

Как отозвать доверенность

Если необходимо аннулировать действие доверенности до истечения ее срока, то сделать это можно следующим образом:

  •  через нотариальную контору, если документ заверен нотариусом
  • через уведомление лица о прекращении его полномочий, если доверенность имеет простую письменную форму. В этом случае составляется приказ, а также извещение, которое направляется доверенному лицу. Параллельно об отзыве доверенности извещаются контрагенты, с которыми работал представитель. Важно также истребовать у представителя отозванный документ.

Подбор лучших кредитов для бизнеса и физических лиц.

 
 

0