Налоговый мониторинг — это форма постоянного контроля и анализа налоговых обязательств бизнеса в реальном времени, осуществляемая НФС. Этот механизм работает в нашей стране уже десять лет. В рамках онлайн мониторинга проводится регулярный анализ налоговой отчетности компании, что позволяет минимизировать вероятность налоговых правонарушений.
Особенности проведения
Рассматриваемая форма контроля бизнеса фискальным органом предполагает получение удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой документации компании без выездных и камеральных проверок. Проверка осуществляется в ФНС посредством изучения предоставленных организацией декларации и учетных данных.
Основанием проведения налогового мониторинга выступает решение, принятое налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Последний вправе обратиться с заявлением в ФНС, если в отношении него соблюдаются все перечисленные ниже условия:
Во-первых, совокупный объем уплаченных налогов и взносов за предыдущий отчетный период не менее 80 млн. рублей.
Во-вторых, общая сумма доходов, полученных в предыдущий год, более 800 млн. рублей.
Таким образом данный инструмент актуален для следующего бизнеса:
- компании с высоким объемом сделок
- организации, работающие в сложных и конкурентных отраслях
- крупные корпоративные группы с множеством дочерних компаний
- бизнесы, планирующие выход на международный рынок или занятые внешнеэкономической деятельностью
Преимущества и нюансы, которые важно учитывать
Плюсами участия могут являться следующие:
- повышение доверия к бизнесу
- возможность быстрого устранения ошибок, благодаря чему можно избежать штрафных санкций
- возможность усовершенствования системы налогов и отчетов
- освобождение от налоговых проверок на время мониторинга.
При подобном взаимодействии с ФНС важно учитывать следующее:
- необходима интеграция с системой «Налог-3»
- если организация намерена подать заявление на участие в финансовом мониторинге, налоговая должна получить от нее заявление до 1 сентября, чтобы подключиться в следующем году
- для отказа от участия необходимо подать заявление до 1 декабря
- налогоплательщик обязан исполнять мотивированные мнения ФНС, даже если он сам отправлял запрос на его получение.
Что дает бизнесу
Мониторинг налогового контроля позволяет добиться эффективного взаимодействия с ФНС, а кроме того:
- экономить ресурсы и время, что достигается за счет освобождения компании от обычных проверок фискальных органов
- решать актуальные для компании проблемы. Так, например, организация при необходимости может запросить в ФНС мотивированное мнение по конкретному спорному вопросу и таким образом получить налоговую консультацию онлайн
- получить преимущество в части возмещения НДС и акцизов, что предполагает применение заявительного порядка их возмещения
- улучшить репутацию за счет готовности к диалогу с налоговыми органами, что говорит об открытости и прозрачности бизнеса.
Если компании нечего скрывать, и она технически готова к взаимодействию с ФНС, такой компании целесообразно стать участником рассматриваемой формы контроля на постоянной основе. Регулярные консультации фискальных органов позволяют компаниям своевременно выявлять и устранять потенциальные проблемы.
Для кого НМ не актуален
Кроме случаев несоответствия компании критериям ФНС, мониторинг не желателен в следующих случаях:
- если сама компания не готова к подобному взаимодействию, в частности, к полной прозрачности бизнеса
- при неудовлетворительном уровне автоматизации, что предполагает недостаточно качественные системы внутреннего документооборота, отсутствие электронных архивов, современных программ
- при недостаточности финансовых ресурсов для подключения, так как оно требует определенных затрат
- при простом ведении бизнеса. По мнению экспертов, если у организации несложная структура, небольшое количество операций и отсутствуют нетипичные сделки, у нее нет необходимости подключаться.
Таким образом, налоговый мониторинг не интересен для мелких компаний или ИП, которые имеют небольшой объем операций и простую налоговую структуру.
Как подключиться
Подключение к налоговому мониторингу в 2025 году можно осуществить в соответствии со следующей инструкцией:
- Оценка возможности подключения по установленным критериям.
- Анализ ИС на предмет готовности к подключению. На этом этапе при необходимости нужно доработать (внедрить) систему внутреннего контроля, организовать электронное хранение документов и др.
- Подготовка документации, в частности:
- формирование регламента информационного взаимодействия
- подготовка формы, содержащей информацию об юридических и физических лицах с долей участия в компании более 25 %
- оформление и доработка учетной политики
- оформление документов, регулирующих работу системы внутреннего контроля.
- Подача заявления.
- Подключение и настройка системы информационного взаимодействия.
Для компаний, планирующих активное развитие и оптимизацию налоговой нагрузки, рассмотренная форма контроля позволяет не только минимизировать налоговые риски, но и выявить легальные способы оптимизации налоговых обязательств.