Интернет реклама: новый сбор за распространение с апреля 2025
В декабре 2024 года было объявлено о введении нового сбора на размещение рекламного контента в сети. Нововведение начнет действовать с апреля текущего года. Плательщиками станут как компании, занимающиеся распространением рекламы, так и агенты, выступающие в роли посредников.
Что это за сбор и кто будет платить
Важно отметить, что новый сбор не является налогом, поскольку не внесен в НК РФ. В ФЗ «О рекламе» нововведение именуется как «обязательное отчисление».
Собранные средства планируется направить в федеральный бюджет. Они будут использоваться для поддержки IT-сектора и повышения уровня независимости от иностранных технологий. Это решение направлено на развитие отечественной индустрии и укрепление позиций России в области информационных технологий. В связи с изменениями, компаниям и рекламным агентствам рекомендуется заранее ознакомиться с новыми правилами и подготовиться к эффективному управлению своими расходами.
Таким образом, предстоящие изменения в законодательстве могут оказать значительное влияние на рынок интернет-рекламы и его участников. Аналитики прогнозируют повышение стоимости заказа рекламы на онлайн-площадках.
После вступления в силу нововведений, новые финансовые обязательства за доход от рекламы появятся у:
- рекламораспространителей, владельцев сайтов, страниц, групп и каналов в соцсетях и других лиц, кто размещает заказную рекламу на своих онлайн-платформах за платное вознаграждение. В этот список относят и блогеров
- операторов рекламных систем, помогающих в размещении рекламы, крупнейшим представителем которых является «Яндекс Директ»
- российских компаний, ИП и граждан, заказывающих рекламу у иностранных компаний с целью ее показа аудитории из РФ
- посредников, а именно, у рекламных агентств, которые занимаются размещением рекламы для своих клиентов.
Кого закон освобождает от уплаты
Поправки, вносимые в ФЗ №38, предусматривают освобождение от обязательных отчислений для некоторых категорий. В частности, к ним относятся:
- Сайты федеральных каналов, радио и центральное телевидение. Например, «Первый канал», «НТВ», «Россия-24» и др.
- Сайты СМИ, в уставном капитале которых есть доля средств из государственного или муниципального бюджета, а также ресурсы, получавшие в течение года господдержку.
- Маркетплейсы — это торговые площадки, деятельность которых регулируется другими нормами закона о налогообложении.
Также от уплаты сбора освобождаются издательства, годовой тираж которых составляет от 300 тысяч до 15 миллионов экземпляров.
Как рассчитывается и в какой срок платится
Отчисления за оплату рекламы составляет 3% от суммы, полученной за её распространение.
Например, если прибыль компании от рекламы за один квартал составила 300 тысяч рублей, то сбор рассчитывается следующим образом: 300 тысяч * 3% = 9 тысяч рублей.
Согласно поправкам в законе, рекламораспространитель обязан оплачивать сбор один раз в квартал. Например, если за июнь получено 100 тысяч рублей дохода, за июль — 200 тысяч, а за август — 150 тысяч, то перед тем как определить размер отчислений, необходимо суммировать эти доходы — в результате сумма составит 450 тысяч рублей, заплатить из которой необходимо 13500 рублей. При этом не требуется вычислять размер платежа за каждый месяц.
Важный момент! Если компания-заказчик размещает рекламу через агентство-посредника, которое затем передаёт её на площадку или сайт, то налог удерживается не только с оплаты владельцу площадки, но и с комиссии, которую получает агент. В этой ситуации заказчик не является налогоплательщиком, эта обязанность лежит на распространителях.
Если лицо уклоняется от уплаты сбора, на него накладывается штраф. Размер денежного взыскания для каждой категории рекламораспространителей разный, и предусмотрен ст. 14.3 КоАП РФ.
За соблюдением закона следит Роскомнадзор. Сумма будет рассчитываться на основе данных, которые рекламодатели и распространители будут предоставлять в систему учета рекламы в интернете.
Советы бизнесу
Хотя закон ещё не вступил в силу, предпринимателям следует ознакомиться с новыми правилами заранее. Важно получить информацию и консультации у специалистов, чтобы быть в курсе всех изменений. Следить за разъяснениями ФНС, ФАС.
Особенно это касается тех, кто на постоянной основе занимается распространением рекламы в интернете и получает стабильный доход.
Если ваш бизнес не относится к категории, освобождённой от уплаты налога, рекомендуется пересмотреть ведение предпринимательской деятельности и подготовиться к новым отчислениям заранее. Это поможет избежать штрафных санкций.
Также стоит провести аудит договоров, которые были заключены ранее на размещение рекламы в интернете. Вступающие в силу апрельские поправки должны будут учитываться в новых соглашениях на распространение рекламного контента.