Госзакупки: национальный режим в 2025
Национальный режим в закупках дает преимущество российским производителям
Система государственных закупок – это ключевой инструмент обеспечения потребностей государственных организаций и муниципалитетов по наиболее выгодным ценам. Важной составляющей этой системы является понятие национальный режим в закупках. Последний предполагает приоритетные условия для отечественных производителей и поставщиков в контексте госзакупок.
В текущем году на основании принятого ФЗ № 318 заработали новые правила, касающиеся нацрежима в госзакупках. Вышеуказанным законом объединены принципы закупки импортных и товаров отечественного производства с учетом механизмов нацрежима, предусмотренных ФЗ № 44 и № 223.
Понятие нацрежима
Это государственная мера поддержки производителей российских товаров, применяемая при госзакупках и определяющая особый порядок их участия в торгах.
Ее применение направлено на:
- создание благоприятных условий производителям товаров, исполнителям работ или услуг из России и стран ЕАЭС
- развитие рынка сбыта внутри страны
- усиление независимости от поставок импорта.
Суть применения нацрежима при госзакупках заключается в том, чтобы ограничить поставку импортных товаров и обеспечить продвижение своих. Это значит, что госзаказы должны по возможности размещаться именно у тех организаций, которые располагаются на территории России или производят товары на российском рынке. При этом главным критерием выступает страна происхождения того или иного товара, то есть место, где его произвели либо в достаточной степени обработали.
Применение национального режима по ФЗ № 44 выражается в принимаемых Правительством РФ мерах. Может приниматься одна из форм: полный запрет, частичные ограничения или применяемые преимущества.
Перечень товаров, в отношении которых применяется специальный режим установлен ПП № 1874.
Исключения предусмотрены, если заказчик – органы госохраны и разведки, ФСБ или Нацгвардия при условии, что закупки осуществляются с целью осуществления непосредственных задач данных ведомств.
Запрет
Данная мера касается как конкурирующих тендеров, так и единственного подавшего заявку участника. Вышеуказанный ПП содержит список запрещенных товаров.
В следующих случаях запрет не применяется:
- при отсутствии в РФ производства конкретного товара и выдаче Минпромторгом разрешения на приобретение аналогичного товара за рубежом
- при закупке, осуществляемой во исполнение заключенного до применения запрета контракта
- приобретение в лизинг
- покупка ПО при отсутствии аналогов в нашей стране
- при закупке 1 штуки товара и начальной стоимости в пределах 300 тысяч рублей
- при покупке товара конкретного товарного знака для совместимости с иными закупаемыми товарами.
Запрет выражается в отклонении заявок иностранных участников. Эти ограничения стали особенно актуальны в период действия экономических санкций.
Важный момент! Даже если участник единственный, но предлагает иностранный товар, заказчик не вправе заключать контракт.
Ограничение
Наименования товаров, работ и услуг, в отношении которых действует ограничение, содержит приложение 2 к вышеобозначенному ПП.
В отношении следующих товаров и услуг ограничение не применяется:
- при покупке товара определенной марки с целью совместимости в уже работающей инфраструктуре
- при закупке расходников или запчастей для действующего оборудования
- в случае приобретения огнестрельного оружия, а также запчастей и боеприпасов к нему.
Применение ограничения сводится к отклонению заявки зарубежного участника при наличии хотя бы одной российского при условии соответствия последней требованиям извещения.
Преимущество
Применение такой меры подразумевает следующие действия:
- снижение цены товара российского участника на 15 %, для создания выгодного предложения для тех, кто закупает
- увеличение цены российского участника на 15 % при закупках на повышение
- заключение с победителем торгов контракта по предложенной им цене.
Пример: На торги выставлено два аналогичных товара. Иностранного производства за 830 тыс. рублей и российского – за 890 тыс. рублей. Принимая заявки, комиссия применяет преимущества для отечественного товара с применением снижения цены на 15%. 890 — 15%=756,5 тыс. рублей – по этой стоимости будет предложена покупка товара. Но контракт впоследствии будет заключен на сумму, предложенную продавцом — 890 тыс. рублей.
В дальнейшем при исполнении контракта российский товар можно заменить, но только на российский, отличающийся, например, более высоким качеством.
Нацрежим по ФЗ № 223
Применение нацрежима осуществляется по аналогии с ФЗ № 44. Но важным нововведением стало введение минимальной доли отечественных товаров при закупках.
Применение нацрежима обязательно при закупках:
- для осуществления госзаказа
- для удовлетворения потребностей критической информационной инфраструктуры, технологических проектов, при использовании энергии атома.
Освобождаются от применения нацрежима:
- Аптеки, торгующие приобретаемыми лекарствами в розницу
- Хозобщества, являющиеся:
- естественными монополистами
- ресурсоснабжающими регулируемыми организациями
- организациями с долей участия государства, субъекта или муниципалитета более 50 %, в том числе дочерние и внучатые.
Национальный режим при осуществлении закупок подразумевает применение мер заказчиком, направленных на поддержание российских поставщиков. Это позволит укрепить экономику нашей страны и обеспечить контроль над закупаемыми товарами и услугами, что важно как для госучреждений, так и для бизнеса в целом.
Таким образом, сохраняя фокус на поддержке отечественного производства, госзакупки могут привести к реальным положительным изменениям в экономике страны, способствуя её развитию и обеспечению высокой конкурентоспособности.