Как внести изменения в ЕГРЮЛ: пошаговое руководство для бизнеса
Содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения являются одним из первых и доступных источников информации, к которому обращаются государственные органы и потенциальные контрагенты компании. Именно поэтому так важно, чтобы информация, внесенная в реестр, была актуальна и достоверна, а представители юрлица своевременно информировали ФНС обо всех изменениях. В ином случае это может отразиться на репутации организации или привести к привлечению к ответственности.
Внесение изменений в ЕГРЮЛ: 6 шагов и важные нюансы для бизнеса
Какие сведения подлежат обновлению и в какие сроки
Перечень сведений, которые вносятся в ЕГРЮЛ закреплен в ФЗ № 129. Выделим наиболее важные, изменение которых требует внесения соответствующих поправок в реестр:
- юридический адрес компании
- наименование юрлица
- информация о руководителе или участниках
- сведения из устава
- ОКВЭД
- информация о филиалах или представительствах
- доли в уставном капитале и др.
Как только организация принимает решение изменить те или иные сведения, ей необходимо подать заявление в налоговую инспекцию, на что законом отводится не более 7 дней.
Помимо этого, если сведения в реестре содержат ошибки, их также необходимо исправить.
Процедура внесения изменений: пошаговая инструкция
Порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ предполагает совершение следующих последовательных действий:
Шаг 1. Принятие решения об изменении. Это делается на основании устава юрлица, но не всегда. Например, организация может принять решение об изменении юридического адреса. Но если она переезжает в пределах одного города – с улицы Ленина на улицу Пушкина в Москве, вносить изменения в устав не требуется. В нем указывается только наименование населенного пункта, в данном случае «г. Москва», а не полный почтовый адрес.
Однако если компания переезжает в другой город, например, из Москвы в Санкт-Петербург, это требует внесения изменений в устав, так как меняется сам пункт, указанный в учредительном документе. В такой ситуации в списке документов подается форма и новая редакция устава.
Шаг 2. Выбор формы заявления. Для внесения изменений в реестр заполняется и направляется в ФНС форма Р13014. Данная форма может быть направлена на бумажном носителе либо в электронном виде. Соответственно первая подается представителем юрлица лично, вторая через специальный интернет-сервис и подписывается УКЭП.
Шаг 3. Подготовка пакета документов. Кроме заявления установленной формы для изменения сведений понадобятся следующие документы:
- протокол, оформленный по результатам заседания учредителей, содержащий решение о внесении изменений либо единоличное решение участника юрлица;
- копия новой редакции устава (при необходимости);
- документ, подтверждающий уплату госпошлины.
Шаг 4. Оплата госпошлины. Пошлина оплачивается только при подаче документов при личном посещении ФНС. Ее размер составляет 800 рублей.
Шаг 5. Подача документов. Заполненное заявление и прилагаемые к нему документы можно подать любым из следующих способов на выбор:
- лично, посетив отделение ФНС;
- лично в офисе МФЦ;
- через нотариальную контору;
- на сайте ФНС при наличии УКЭП.
Шаг 6. Получение подтверждения. На проверку поданных документов и внесение изменений у налоговой есть 5 рабочих дней. По истечению данного срока заявитель получает на руки готовый лист записи из ЕГРЮЛ, а также экземпляр нового устава с отметкой уполномоченного органа. Оба документа можно получить в бумажном виде, если документы подавались лично или на выбор в электронном либо бумажном варианте, если направлялись онлайн. Бумажные документы выдаются в отделении ФНС по месту регистрации компании.
После внесения изменений важно проверить, правильно ли указаны новые сведения. При обнаружении ошибок или неточностей, необходимо снова обратиться в ФНС с заявлением об исправлении, оформленном в произвольной форме. Если же заявитель сам допустил ошибку при заполнении заявления, ему нужно повторно подать заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Практические советы для бизнеса
Компаниям, намеревающимся внести изменения в единый реестр, пригодятся следующие рекомендации относительно данной процедуры и последствий ее реализации:
- Для корректного заполнения формы заявления предпочтительнее использовать для его подачи сервис ФНС. Кроме того, при подаче заявления онлайн можно сэкономить на уплате пошлины.
- После изменения данных важно обновить их в банках и у контрагентов.
- Во избежание ошибок необходимо удостовериться в том, что изменения внесены верно.
- Если организация меняет свой юридический адрес нужно проверить документацию на соответствие внесенным изменениям и все последующие документы оформлять с исправленными данными.
Своевременное и корректное обновление данных защищает бизнес от штрафов, блокировок и репутационных рисков. При грамотной организации процесса (особенно через электронные сервисы) эта задача занимает минимум времени и ресурсов.

