Налоговое консультирование

Весьма актуальным представляется вопрос исчисления налогов для хозяйствующих субъектов. Часто возникает масса затруднений при исчислении, к примеру, налоговой базы, либо организации и постановки налогового учета, выбора системы налогообложения, изыскания налоговых послаблений и т.д.

Причиной же является то, что отечественное налоговое законодательство динамично развивается, а, следовательно, вносится множество изменений. С одной стороны, п.4. ст.32 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) предусматривает, что налогоплательщик, плательщик сборов и налоговый агент вправе получать от государственных органов разъяснения, связанные с исчислением и уплатой налогов. При этом в обязанности ИФНС входит лишь информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, а также предоставление форм отчетности. Учитывая высокую загруженность сотрудников налоговых инспекций, последние далеко не всегда с оптимизмом занимаются разъяснениями и толкованием тонкостей налогового законодательства.

Поскольку в НК РФ постоянно вносятся изменения, Министерство финансов дает порой взаимоисключающие комментарии и разъяснения действующего налогового законодательства, решения арбитражных судов по одинаковым налоговым спорам также зачастую различаются. Разумеется, бухгалтерам организаций, а также ИП, требуется квалифицированная помощь в решении проблемных ситуаций с ИФНС. Становятся крайне востребованными услуги налоговых консультантов, помогающих налогоплательщикам разобраться в тонкостях законодательства и возникающих налоговых споров. Однако, в отличие от аудита, налоговое консультирование пока что не имеет правового регулирования.

Данный законодательный «пробел» приводит к тому, что арбитражные суды могут не принимать доводы налоговых консультантов в качестве самостоятельных субъектов правоотношений. Действительно, налогоплательщик не вправе ссылаться на заключение налогового консультанта, поскольку должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст. 45 Налогового кодекса РФ).

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, 23 мая 2014 года председателем Комитета по бюджету и налогам депутатом А.М. Макаровым на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект законопроект «О налоговом консультировании» (Законопроект № 529626-6).

Законопроект № 529626-6 подразумевает консультирование по вопросам применения положений регулирующего правоотношения законодательства, участником которых являются российские налоговые органы. Деятельность по налоговому консультированию осуществляется на основе принципов законности, добровольности, профессионализма, добросовестности, независимости и конфиденциальности (ст.4 Законопроекта № 529626-6).

Статья 2 Законопроекта № 529626-6 дает определение статуса налогового консультанта. Его может приобрести физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат налогового консультанта, а также юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации для осуществления деятельности по налоговому консультированию. Налоговый консультант должен являться членом саморегулируемой организации (СРО) налоговых консультантов. Стоит заметить, что отсутствие подобного статуса не является препятствием для оказания консультационных налоговых услуг, но его наличие по праву будет считаться для налогоплательщика дополнительной гарантией качества и надежности услуг, особенно при налоговых спорах в арбитражных судах.

Перечень услуг налоговых консультантов является открытым, на что указывает терминология п.1 ст. 1 Законопроекта 529626-6 «в частности» перед перечислением видов соответствующих услуг.

Статьей 8 Законопроекта № 529626-6 гарантируется тайна налогового консультирования, а статьей 11 — предусматривается ведение государственного реестра налоговых консультантов (налоговых консультаций). Включение в подобный реестр возможно только при выполнении налоговым консультантом требований к профессиональному уровню.

Профессиональный уровень налогового консультанта подтверждается наличием квалификационного аттестата, который будет выдаваться только после успешной сдачи квалификационного экзамена (п.1 ст. 9 Законопроекта № 529626-6). Чтобы сдать данный экзамен, нужно иметь законченное высшее образование. Для лиц с высшим юридическим или экономическим образованием стаж работы по специальности должен составлять не менее 1 года. Для лиц с иным высшим образованием стаж работы в сфере экономики, финансов или налогообложения не может быть менее 2 лет (п.1 ст.10 Законопроекта). Предполагается, что сдача экзамена на получение квалификационного аттестата должна проводиться в Палате налоговых консультантов. Но вопрос: «В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов», — пока остается открытым.

Думается, что законодательное регулирование налогового консультирования будет способствовать сокращению налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков.

Налоговый консультационный центр